MAQOLA | 21 Iyun, 2015 | Samandar Atoev

Кто владеет персональными данными в электронной коммерции?

(Размышления о статье 18 нового закона «Об электронной коммерции»)

23 мая 2015 года вступил в силу новый Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции». Ранее я представлял вашему вниманию сравнение предыдущей версии закона с его новой редакцией. На фоне всех изменений и нововведений мое особое внимание привлекла статья 18 нового закона: «Использование персональных данных в электронной коммерции». Потому что эта норма отражает ответ на один из актуальных вопросов информационного общества.

Закон «Об электронной коммерции»

(новая редакция) от 23 мая 2015 г.

Статья 18. Использование персональных данных в электронной коммерции

Запрещается использование персональных данных в целях, отличных от целей договора в электронной коммерции, и их передача третьим лицам, если иное не предусмотрено соглашением сторон и (или) законодательством.

Не допускается использование персональных данных без согласия их владельца для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений.

Первый абзац статьи, по моему пониманию, направлен на то, чтобы ограничивать участников электронной коммерции в использовании персональных данных. А участниками электронной коммерции в смысле настоящего закона могут быть продавцы и покупатели.

Закон «Об электронной коммерции»

(новая редакция) от 23 мая 2015 г.

Статья 10. Участник электронной коммерции

Участник электронной коммерции — юридическое или физическое лицо, являющееся продавцом или покупателем товаров (работ, услуг) в электронной коммерции.

Продавцом товаров (работ, услуг) в электронной коммерции является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Кроме них в электронное коммерции могут участвовать и информационные посредники, которые содействуют в совершении купли-продажи товаров (работ и услуг), предлагая телекоммуникационные, финансовые или посреднические услуги.

Закон «Об электронной коммерции»

(новая редакция) от 23 мая 2015 г.

Статья 12. Информационный посредник

Информационным посредником является юридическое лицо, оказывающее услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции.

К информационным посредникам относятся:

  • операторы и провайдеры сетей телекоммуникаций, оказывающие услуги по обороту электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции;
  • банки, оказывающие услуги по обеспечению доступа к платежным системам и проведению платежей участников электронной коммерции;
  • юридические лица, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов;
  • юридические лица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.

К информационным посредникам могут быть отнесены и иные юридические лица в соответствии с законодательством.

Так закон определяет три вида участника в электронной коммерции: продавец, покупатель и информационный посредник. Но к кому же относиться запрет использования персональных данных, закрепленный в абзаце 1 статьи 18 закона?

Перед тем как ответить на этот вопрос, следует определить что такое «персональные данные». В законодательстве Узбекистана я не нашел объемлющего определения персональных данных. Лишь статья 3 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» (от 12.12.2002 г.) дает наиболее близкое определение; это определение к понятию «информация»:

«информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы их представления»

Далее Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» (от 11.12.2003 г.) использует в статье 13 выражение «информация о персональных данных», относя её к категории конфиденциальной.

Закон Республики Узбекистан «Об информатизации»

(от 11.12.2003 г.)

Статья 13. Информационные ресурсы, содержащие информацию о персональных данных физических лиц

Порядок формирования и использования информационных ресурсов, содержащих информацию о персональных данных физических лиц, устанавливается законодательством.

Информация о персональных данных физических лиц относится к категории конфиденциальной.

Не углубляясь в деталях, из этого можно строить конструкцию понятия «персональных данных», которое в результате означает «информацию об определенном физическом лице». То есть характер информации должна быть таким, чтобы по ней можно было определить физического лица. К такой информации относятся, например, имя, фамилия и отчество физического лица, дата (также месяц и год) и место рождения, адрес, семейное и социальное положение. Кроме этого банковские данные лица, включая номера счетов в банке и банковских карточек для безналичной оплаты и подобные сведения также относятся к персональным данным. В зависимости от ситуации к персональным данным может относиться и любая другая информация, например, событие о лице либо сведения о его актуальном месторасположении (полученные, например, через информационные системы) или идентифицирующие имена в социальных сетях – аккаунт.

При совершении сделки в электронной коммерции персональные данные покупателя передаются (вернее, становятся известными) другим участникам (здесь, продавец) и информационным посредникам (здесь интернет провайдер, банк и хостинг провайдер).

Теперь перейдем к вопросу о запрете. По моему пониманию и исходя из логики отношений в электронной коммерции, запрет на использование персональных данных может быть направлен на продавца и на информационного посредника. Типичная ситуация в электронной коммерции подразумевает, что при осуществлении купли-продажи в основном покупатель использует свои персональные данные – имя, адрес, банковскую информацию и др. Эти данные передаются непосредственно или через информационных посредников продавцу. Законодатель не хотел, чтобы продавец и информационный посредник распоряжались персональными данными покупателя по своему усмотрению, и поэтому ограничил их действия абзацем 1 статьи 18 закона.

Согласно второму абзацу статьи 18 нового закона «Об электронной коммерции»: «не допускается использование персональных данных без согласия их владельца для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений».

Надеюсь, что я правильно понимаю намерение законодателя, который хотел защитить того, кому относятся персональные данные. В данном случае это персональные данные покупателя в электронной коммерции, к которым относятся, в частности адрес и электронная почта покупателя. Законодатель хотел (в статье 18 абзац 2), чтобы продавец или информационный посредник не использовали, например, электронную почту покупателя в целях отправки рекламы или иного рода не запрошенной информации.

Однако в этой статье меня смущает выражение «без согласия их владельца». Кто же является владельцем персональных данных в этом случае? Конечно же продавец и информационный посредник. Вы удивлены? Я – еще больше.

Чтобы понять такой ход мысли предлагаю подумать о том, кто такой владелец по законодательству. К сожалению я не нашел нормативное определение «владельца» в законодательстве Республики Узбекистан. Наиболее приемлемое определение находится в Законе Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» (от 12.12.2002 г.):

Статья 3. Основные понятия

владелец информации — юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение информацией в пределах прав, установленных законом или собственником информации;

Представим себе типичную ситуацию в электронной коммерции. Покупатель отправляет акцепт в виде электронного сообщения продавцу, делающую оферту, используя при этом свою электронную почту. В этом процессе участвуют естественно и информационные посредники как операторы и провайдеры сетевых телекоммуникаций. В результате этих действий персональные данные покупателя – имя, фамилия, адрес, включая адрес электронной почты, банковские данные и т.п. – становятся известными другим участникам электронной коммерции – продавцу и информационным посредникам.

Но означает ли это, что продавец и информационный посредник тоже начинают владеть этой информацией. Я считаю, что да. Владение по отношению к вещам, имеющих физическое тело, означает, что вещь находится под непосредственным (фактическим) влиянием лица – владельца. При этом право собственности может принадлежать совершенно другому лицу – например в случае аренды транспортного средства. В отношении к информации понятие «владение» применяется аналогичным образом. Только информация в данном случае не имеет свойств, присущие к физическим вещам.

Персональные данные переходя через информационные посредники (здесь интернет провайдер, банк и хостинг провайдер) попадаются во владение таких посредников. Также продавец будет (фактически) обладать персональными данными своих клиентов. Поэтому использование понятия «владелец» по отношению к персональным данным в настоящей формулировке статьи 18 получилось не очень удачным.

Информация, равно и персональные данные, попадаются в наше владение, как только они становиться нам известными или доступными. Поэтому в нашем примере продавец и информационный посредник, которым стали известны персональные данные покупателя, автоматически становятся тоже владельцами информации. Из такой логики следует, что продавец и информационный посредник могут сами определить каким образом они используют персональные данные покупателя. То есть настоящая формулировка абзаца 2 статьи 18 нового закона «Об электронной коммерции» не достигает предусмотренной цели – защиты потребителей товаров и услуг. И это в будущем может привести к спорам, в которых могут быть вовлечены не только продавцы, но также и информационные посредники.

Для устранения такую логическую ошибку следует изменить слово «владельца» на выражение «субъекта». Например:

«не допускается использование персональных данных без согласия их субъекта для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений».

При этом необходимо внести понятие субъекта персональных данных в общие положения закона.

Альтернативным решением может быть замена выражения «их владельца» соответствующим выражением, которое более удачно передавет смысл нормы.

Вариант 1. Замена выражения «их владельца» выражением (хотя, не очень удачным) «лица, к которому они относятся».

Пример формулировки:

«не допускается использование персональных данных без согласия лица, к которому они относятся, для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений».

Вариант 2. Замена выражения «их владельца» следующим выражением «лица, которого они определяют». При этом «они» относиться к персональным данным.

Пример формулировки:

«не допускается использование персональных данных без согласия лица, которого они определяют, для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений».

По мере применения нового закона, я полагаю, будут возникать еще много вопросов вокруг этой нормы. Пример этому – нынешние дебаты вокруг защиты персональных данных в ряде европейских стран. Поэтому следует подумать о создании более детальных нормативных рамок использования персональных данных во всех сферах современной жизни. Возможно законодатель предусмотрел это включить в Закон «О защите персональных данных», разработка которого предусмотрена в Программе дополнительных мер на 2014-2015 год, утвержденное Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» от 07.04.2014 года (№ УП-4609)1.

В материалах прессы и интервью с разработчиками нового закона «Об электронной коммерции» говорилось, что законопроект разработан в соответствии с международной практикой. Изучение зарубежного опыта, действительно, дает много импульсов в развитие национального законодательства. Однако при использовании лучших практик развитых стран следует быть особо бдительным. Каждую прогрессивную норму зарубежного законодательства следует изучить в системе её обитания – экономическая среда, социальные и культурные особенности.

Я постарался передать лишь некоторые мысли по одной статье, которая, на мой взгляд, должна выполнять очень важную задачу государства – обеспечение защиты персональных данных личности. Насколько удачно удалось законодателю закрепить механизм такой защиты в закон «Об электронной коммерции» покажет время.

 

__________________________

1 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2014 года № УП-4609. ПРОГРАММА дополнительных мер по дальнейшему улучшению состояния инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности на 2014-2015 годы